Мне легко понять причину своих снов. Я люблю и умею
анализировать, у меня хорошее языковое чутье и, надеюсь, богатый языковой запас.
Но тут есть одно но. Последние семь лет мне сны не снятся. И я знаю почему. Я
научилась держать свои эмоции под строжайшим контролем разума. Я стала засыпать,
ни о чем не думая и, главное, в спокойном эмоциональном состоянии.
Пусть ночь стирает с памяти вопросы,
Как солнца луч высушивает росы.
Для дел вчерашних был вчерашний день,
У завтрашнего дня свои запросы.
А вчера, укладываясь спать, я знала, что мне сон приснится.
Черная рука и брошенный ребенок
Снится мне, что я иду через комнату, прохожу мимо огромного телевизора на
стене. Из черного экрана внезапно появляется старуха и резко протягивает ко мне
руку. От неожиданности я бросаю и тут же подхватываю неизвестно откуда
взявшегося у меня ребенка. Он падает на мои руки между столом и стеной. Я
осторожно, стараясь не разбудить и не потревожить, тяну ребенка к себе. Ребенок
в этот момент запеленут в одеяло конвертиком, как новорожденный. Снилось после
этого еще что-то, но я не запомнила.
Анализ сна:
Старуха, выбрасывающая руку из темноты, для меня не представляет загадки.
Именно из-за нее я знала, что мне приснится сон. Буквально за несколько минут до
сна я делала тест, который мне прислала подруга. Один из вопросов был - какое из
предложенных слов больше всего характеризует ваши детские страхи? Я долго
колебалась между темнотой и монстром. Потом выбрала темноту, при этом вспомнила,
как я однажды боялась идти через пустынное место ночью. Мне казалось, что сейчас
появится старуха с пустыми глазами или черная рука. Когда я подумала об этом,
детский страх вновь заставил мое сердце биться, а разум бесстрастно довел до
сведения, что теперь-то я наверняка увижу сон.
Ребенок тоже объясняется без особого труда. Когда я раскладывала себе
постель, я думала о переписке с одной молодой женщиной, у которой были проблемы
с соседом, обижавшим ее детей. Я подумала, что дети наверняка растут без отца,
что отец бросил их, что дети брошены. Я
думала, что надо ей написать, что дети, растущие без отца, не являются
эксклюзивной проблемой (я сама растила детей без отца - поэтому тема является
заряженной для меня), и что надо при любом стечении обстоятельств постараться
вырастить детей счастливыми и самой быть счастливой.
Что оставалось для меня загадкой, так это место - между столом и стеной, куда
ребенок был брошен. Но когда я набрасывала на листке бумаги,
чтобы не забыть к утру, свой странный сон, я случайно глянула на то самое место
между столом и стеной, и все стало ясно. Я последнее время полюбила спать на
полу. Утром складываю в этот угол постельные принадлежности - одеяла и подушки,
а когда достаю их перед сном, стараюсь
бросить подушки поближе к месту "дислокации", потому что
перенести их мне физически трудно. И уж очень был похож на подушку завернутый в
одеяло ребенок!
Два последних абзаца требуют уточнения и пояснения. Во-первых, наше сознание
никогда не делает значимой информацию, которая не касается
лично нас, нашего эго. Например,
брошенный ребенок, хотя и связан непосредственно со мной, не может
являться для моего сознания травмирующим фактором, но то обстоятельство, что вместе
с ребенком бросили и предали меня - может. Значит, слово брошенный
имеет отношение лично ко мне и является заряженным отрицательной
энергией только по причине, связанной со мной лично.
Во-вторых, информация сна, связанная с подушками и постелью, не была выражена
мною словами в момент действия. Я просто бросала
подушки. Но действие, вернее, место, связанное с последующим действием,
отфиксировалось во сне именно благодаря заряженному слову
бросать. Из этого следует, что сон может отражать также наши
действия непосредственно перед сном, выраженные словами, если эти слова содержат
значимую для нас заряженную информацию.
И, наконец, в третьих, именно действие, не выраженное словом
вслух, явилось той спичкой, которая подожгла костер всех моих последующих
рассуждений о брошенных детях. Это показывает один из возможных путей зарождения мыслей в наших головах. Так, многие, наверное, не раз удивленно спрашивали себя:
а почему я об этом подумал/подумала? Что именно привело меня к этим мыслям? Мы отматываем назад цепочку рассуждений, но часто так и не находим искомый cпусковой крючок.
А что если проанализировать и цепочку своих действий, выразив их словами?
"Ну, что ж ты делаешь!"
Прилегла на минуту в спокойном состоянии, заснула, была разбужена проезжающей
мимо дома машиной, успела увидеть сон.
Во сне я еду в машине с человеком, с которым я езжу все время с тех пор,
как перестала водить машину самостоятельно из-за болезни. Мы едем по косой
проселочной дороге, пересекающейся вдалеке с главной дорогой. По главной дороге мчится
школьный автобус. Водитель, с которым еду я, старается выйти на главную дорогу
первым и почти сталкивается со школьным автобусом. "Ну...", - успеваю сказать я
за мгновение до столкновения и просыпаюсь. Чувствую боль и сожаление, что я не
могу ни убедить, ни докричаться. В это время слышу резкий звук проезжающей
машины.
Анализ сна
Сон, который вызывается посторонним шумом, всегда будит
ассоциации, связанные с этим шумом, и прямо называет их источник (машина).
Сейчас трудно сказать, когда именно это произошло, символично, что мое сознание
вымело начисто эти болезненные для меня воспоминания из памяти (понимание этого
приходит позже), но машина одно время была причиной конфликта между мной и моими
детьми.
В данном сне присутствуют
два на самом деле имеющих место быть обстоятельства : во-первых, этот водитель
действительно часто проявляет нетерпение на дороге, а во-вторых, он
действительно недружелюбно относится к моим внукам (отсюда школьный автобус) и
постоянно буквально сталкивает меня с моими детьми (во всяком случае, я так
думаю). На первый взгляд, сон демонстрирует наличие в моем сознании конфликта между "водителем" и моими детьми, который, как мне кажется, можно решить только путем
увещевания "водителя" (ну что ж ты делаешь!). При этом я понимаю, что
слова и действия других людей не могут создавать проблему для нас, и не они
вызывают смятение в душе. Внешние обстоятельства только помогают проявиться
невидимым противоречиям, уже имеющимся в душе.
Подумав еще, я определяю проблему, о которой я знаю - я постоянно ощущаю
потребность и обязанность все отдавать своим близким. Внешние обстоятельства
сдерживают меня, но я принимаю это как нелюбовь к моим детям. Начинаю думать в
другом ракурсе и замечаю, что дети едут по главной дороге, а я по
второстепенной. И водитель пытается обогнать автобус, чтобы вывести меня первой
на главную дорогу, то есть действует в моих интересах. Вот это поворот! И всего
лишь одна секунда сна! И полная безоблачность перед этим!
Означает ли данный сон, что наш мозг независимо от нас может анализировать ситуацию и делать парадоксальные выводы?
Нет, не означает. Но он говорит о поразительной способности нашего сознания обманывать себя. Вся информация, представленная во сне, является плодом моего личного наблюдения
и намерения,
но я не желаю признавать его за реальность. Мы привыкли жить в состоянии постоянного самообмана. Сон
часто показывает нам наши мысли, которые мы имеем, но о которых по определенным
причинам мы не хотим или боимся знать. Именно поэтому рядом со мной находится человек,
которого мне хочется обвинить в моих собственных мыслях.
Понятийная система в примитивных языках
Проснулась часа через три, после того, как заснула. Разбудила кошка:
попросилась на улицу. Пока шла обратно, вспоминала и анализировала сон.
Приснилось помещение, как огромный современный продуктовый супермаркет.
Народу много, и стоит неразборчивый гул, как будто много голосов вместе. Я
прохожу в подсобку - небольшую комнату без окон и со столом, отделяющим часть
комнаты, как стойка в баре. В комнату набивается много народа - небритых,
грязных, необразованных мужиков. Первый мужик держит в руках две подушки. Вроде,
как им надо купить и расплатиться. Рядом со мной садится молоденькая
девушка и начинает что-то записывать. Я говорю, да что мы, как в каменном веке,
в магазине же кассы есть! И начинаю думать, как бы организовать этот процесс
поцивилизованнее. Кто-нибудь разбирается в этом? Имею в виду, как работать на кассе
= современные технологии. И просыпаюсь.
Анализ сна
Буквально за несколько минут перед тем, как заснуть, я искала по интернету
информацию, связанную с примитивными языками. Хотелось найти что-нибудь о
современных примитивных языках. Сколько в них существительных, как строится
грамматика, насколько сформировано понятие множественного числа и т.д.
Просмотрела информацию о некоторых индейских языках. Не нашла ничего из
того, что искала.
Теперь о том, что приснилось. Общий антураж (небольшая комната, стол-стойка,
небритые мужики - это, конечно, Дикий Запад, как ассоциация с индейцами, но не только. Осознаю и соглашаюсь внутренне, что
понятие "примитив" связано в моем сознании с образом необразованного и грязного
мужика. Забавно!
Девушка с ручкой - это мои попытки объяснить появление
письменного языка, проблема, над которой я думала раньше, и о которой у
меня сложилось определенное мнение. Я считаю, что появление письменного языка
связано с развитием торговли, с необходимостью общения на дальних расстояниях.
Так, индейцы не имели письменности, потому что жили в изолированных друг от
друга небольших общинах, у них не было разделения труда и необходимости обмена
товарами. Поэтому во сне все действие происходит в магазине, и надо сказать, что
это единственная ассоциация в моем сознаниии, связанная с письменными языками и
их развитием.
В подушках, которые держит в руках мужик, узнаю те самые
подушки из первого сна о старухе и черной руке - мои подушки. Долгое время
я пыталась безрезультатно понять причину появления подушек во сне, а сегодня,
собирая постель, я вдруг поняла, что за время после того сна я успела купить
новые подушки, а значит, пока я обдумывала языковую проблему и одновременно
раскладывала постель, мой мозг оценивал состояние подушек и принял решение
купить новые, что и зафиксировал неопрятный мужик в очереди.
Вопрос: кто сможет разобраться в моем сне, не имея
представления о том, какая система понятий у меня в голове и какие вопросы меня
интересовали раньше?
"Как романтично!"
Снится сон: на узком причале, тесно сгрудившись, стоят мужчины, одетые в
длинную темную одежду. Среди них одна девушка, тоже одетая в темное. Девушка
уезжает навсегда во Францию. Все стоят молча и без эмоций. Наконец, девушка
делает движениие, чтобы уйти. Толпа исчезает, остаются двое. Мужчина молча
отступает, чтобы пропустить девушку. Она нежно целует мужчину в лоб. Внезапно в
мужчине просыпаются эмоции. Он покрывает поцелуями лицо девушки, с болью и
любовью произносит множество ласковых имен. Просыпаюсь с чувством горечи и при
этом насмешливо замечаю: «Как романтично!»
Анализ сна
За день до сна, уже ложась спать, щелкнула себя на телефон. Фотография
показалась интересной, но раздумывать было некогда. А через сутки, минут за
десять до сна, я вернулсь к этой фотографии, чтобы рассмотреть ее поближе.
Первые ощущения не обманули. Фотография была особенной. На фотографии была я. Я
настоящая. Не та, которую видели другие или какая отражалась в зеркале. Это
была я, как я видела себя изнутри, и которую я уже успела забыть, потому что
давно привыкла смотреть на себя чужими глазами.
Во сне произошло раздвоение моей личности. Характерно, что себя я во сне не
вижу, но как бы наблюдаю происходящее со стороны. Подозреваю, что, когда видящий
сон наблюдает события со стороны, он является не просто основным лицом события,
но одновременно всеми участниками событий. Так, например, я в одно и то же время
нахожусь в теле девушки и в теле мужчины. Я понимаю и чувствую их изнутри. И
при этом я являюсь сторонним наблюдателем, способным здраво оценить
смысл сна - тоску по себе уходящей, любовь к себе, в частности, к своему
лицу. Я ощущаю боль и одновременно иронизирую над собой - "Как романтично!"
Херня в романском стиле
Л.Ф.:
Снится мне помещение, похожее на вестибюль в школе,
стены масляной краской покрашены, по одной стене
большие окна, вдоль нее ряд стульев, на них
люди сидят и я
с мамой. У левой стены
пианино стоит, а на дальнем конце правой стены вход в это
помещение.
Стену напротив не вижу, там
очень сумеречно. Пол земляной
почему-то. Время суток - день,
вторая половина. Сижу я там и к какому-то экзамену готовлюсь.
Заходит женщина и дает мне учебник, на
учебник моей дочки
по окружающему миру похожий, и говорит: "Вот
Ваше задание. Выполняйте!" Смотрю, задание
по-немецки написано, а вместо мамы рядом
знакомая, мы с ней вместе это задание должны выполнить.
Читаю, написано: рассмотрите картинки, назовите эти учреждения, их цели и
функции. На первой картинке здание 60-х гг.
20 вв. желтое с белыми колоннами
в классическом стиле, перед ним березки
какие-то. Я говорю знакомой: "Да это 100% вуз,
значит, цель – подготовка
высококвалифицированных специалистов.
Переворачиваю страницу, а там мрачная
какая-то
картинка: ни травинки, ни былинки, одноэтажное
здание странной формы, стены оштукатурены,
пара окон с округлыми сводами, дверь тоже
вверху
полукруглая.
Стали мы думать, что это. Заходит снова та же женщина и говорит: "Мы тут рабочие
места в Германии организовали, для сбора материала для выполнения заданий. Кто
хочет, пожалуйте на регистрацию!" А я думаю,
херня (ну, как подумала, так и написала,
извините). Смотрю, а за окнами уже темно, и
луна яркая-преяркая, но странная, как будто сразу и
месяц, и полная луна. Я думаю, в глазах что
ли у меня двоится. и тут меня осеняет: это ж
кирха! Я знакомой говорю: "Я знаю, что это!
Это кирха! Смотри, и архитектура соответствующая, романский
стиль, вот передний портал..." и тяну ее к
пианино и начинаю бросать на крышку пианино
неизвестно откуда взявшиеся у меня деревянные брусочки с нарисованными на них
крестами, имитирующие
могильные плиты. И тут зазвонил телефон,
лежащий на подоконнике. Я говорю: "Ой,
мама звонит!", тянусь за телефоном и
просыпаюсь.
1. Знакомая. С этой девушкой я в реале
никогда не общалась (не говорила). но видела её, она училась на одном курсе с
моим мужем.
2. Кирха. Имеется в виду немецкое слово
"die Kirche" - церковь. Почему я во сне произношу его искаженно, не знаю.
3. Телефонный звонок. Когда я проснулась,
то действительно звонил будильник на телефоне. Т.е. во сне я слышала эту
мелодию. А мелодия будильника и звонка моей мамы у меня одинаковые.
Анализ сна
Этот сон достаточно прозрачный, но особый интерес вызывает по той причине,
что показывает реальное время сна (от звонка до просыпания), при чем звонок не
только завершает сон, но и начинает его. Это трудно доказать, но тот звонок, с
которого начинается сон, и тот звонок, которым сон заканчивается, являются одним
и тем же звонком, то есть все действие сна умещается в доли секунды. Обратите внимание на ассоциации,
вызванные звонком будильника – мама (мелодия будильника и мелодия звонка
телефона мамы одинаковые) и пианино (мелодия). Все остальные ассоциации
относятся к основной мысли, которая связана с надеждой на
высококвалифицированную работу за границей (земля, окружающий мир, немецкий
язык). Что-то подсказывает сознанию, что верить информации нельзя, все очень
темно, старо и непрямо (криво, закругленные линии романского стиля). Слово
херня проассоциировалось с кирхой, но не случайно, потому что
предложение решено уже похоронить – отсюда тема могильных плит
(аналогия квадратиков на телефоне) и церкви по ассоциации с похоронами. Слово
Кirche произнесено неправильно, потому что все неправильно. Месяц по ассоциации
со словом месяц (время), а луна по ассоциации с месяцем, ночь по ассоциации с
луной, и все это связано с темнотой (все темно).
Дорога к речке
В.М.:
Купаюсь я с друзьями на речке в своем родном хуторе.
Прошла в правую сторону от того места, где купалась, и вижу, что со
дна стала подниматься муть и ил хлопьями размером с куриное яйцо на поверхность
воды. Как эта муть достигла меня, она резко стала стремительно уплывать влево,
как будто течением всю грязь стало уносить от меня в левую сторону.
Мы вышли на берег, чтобы согреться, и вдруг подъезжает белая машина, в
ней сидит знакомый таксист. Машина остановилась возле нас, и таксист, не выходя
из машины, заговорил с нами и в разговоре
перепутал меня с одной знакомой девушкой, я дала
понять, что он ошибся, напомнила ему, как он меня подвозил, но по разговору
поняла, что он меня не помнит. Он предложил
поехать с ними, я села в машину, и мы поехали. Я старалась
запомнить дорогу, чтобы в случае чего
вернуться назад. Мы приехали и вышли из машины, таксист
предложил остаться с ночевкой, а потом поедем назад. Я ему ответила, что
оставаться не буду, пойду
пешком
назад, он объяснил мне вкратце, как мне идти, чтоб
не заблудиться, я ответила, что все нормально будет, и пошла.
Шагая по дороге, я увидела двух маленьких детей (точно не помню, но
по-моему, там была одна девочка) и
спросила у них, знают ли они, как добраться до речки.
Они покачали отрицательно головами, я сказала, что не обижу их, пусть не боятся
меня, и пошла дальше. Впереди себя я увидела толпу детей постарше.
Я хотела подойти и узнать у них, как мне дойти до речки,
но передумала.
Дальше я прошла чуть по дороге и повернула влево и
пошла дальше по улице с домами. Где бы я ни шла, асфальта нигде не было на
протяжении всего сна, была влажная глина, но к ногам она почему-то не липла.
Дошла я до какого-то здания по левую сторону от меня, возле здания были насажены
цветы, и возле одного кустика с цветами, смотрю - сидит на корточках моя умершая
сестра. Я не поверила своим глазам, и в голове мелькнула мысль, что этого не
может быть. Я крикнула: "Марина!", она увидела меня, я хотела ее обнять, но она
отстранилась от меня. Она была в красной водолазке с длинным рукавом, черной
юбке до колен в обтяжку и с черными распущенными волосами.
Она назвала меня чужим именем-отчеством.
Я сказала ей: "Марин, это же я, твоя сестра, я так люблю тебя и скучаю !" Тогда
она подошла ближе и взяла меня за руку, я говорю ей : "Марина,
помоги мне дойти до речки, я заблудилась". Мы
пошли с ней, о чем-то разговаривали, потом она говорит мне: "Ты
только не подводи меня
больше, поняла?". Я ответила, что поняла, и спросила у нее,
точно ли она выведет меня и мы придем к речке? Она ответила :
"Однозначно, да." Я смотрю под ноги и вижу, что мы идем не по дороге из глины,
как раньше, а парим будто возле вертикальной глиняной плоскости, в которой
вырыто что-то похожее на ступени. Я говорю : "Марин, подожди, я не могу так
ходить", мне стало страшновато, вдруг упадем. Сестра молча сжала мою руку в
своей и дала понять, что бояться нечего, потом она говорит мне : " Посмотри на
свою Гелю (младшая дочь Ангелина), она у вас
другая, не такая, как все ваши дети, она все понимает, помнит, она другая."
Я проснулась от того, что в комнату зашла Ангелина.
К речке сестра меня так и не привела, и значение всех ее слов, сказанных
мне, я так и не поняла.
Проснувшись, спросила у Ангелины, помнит ли она тетю Марину. Дочка ответила,
что помнит. Было чувство того, что скучаю и очень не хватает сестры. До сна я не
помню, что я делала, чувствовала и о чем думала.
Анализ сна:
Пробуждение связано с приходом младшей дочери Ангелины (3 года). Имя Ангелина
ассоциируется со словом ангел, которое связано в сознании В. с ее рано ушедшей
сестрой, но не случайно, потому что главная эмоция сна - скучаю - переплетается
с воспоминанием о сестре.
Основной лейтмотив сна связан с поиском дороги "к речке", за которой может
стоять место, где В. родилась и выросла. Первая часть сна посвящается отъезду от
речки (уехать - шофер), которая сразу связана с идеей возвращения (запомнить
дорогу назад). Как только во сне появляются дети, это уже связано с началом
пробуждения и моментом предосознания, что в комнату вошел ребенок, а затем, что
это Ангелина. Сразу же мгновенная ассоциация с сестрой (ангел) и воспоминание о
похоронах : красно-черный цвет одежды сестры (красный
цвет гроба - водолазка, узкие черные леты на венках- черные
детали одежды), цветы, глина и яма - вертикальные стены - куда
опускается (парит) гроб. Появляется страх и изначальная просьба Помогите
мне дойти
сменяется на отрицательную, исходящую от сестры - Ты только меня не
подводи (не иди со мной).
В. искренне считает, что ее переживания после сна связаны с сестрой или с
местом, где она выросла. ("Ну я не могу жить в поселке городского типа в
квартире, мне хочется ближе к земле, как было в деревне, я родом оттуда.")
На самом деле основную причину переживаний и тоски указывают две повторяющиеся
странности - люди, которые ее должны узнавать, ее не узнают, а сестра даже
называет по имени-отчеству. Основной страх связан со взрослением и старением, а,
может быть, и смертью.
Сестра появляется во сне не только по ассоциации с именем дочери. Смерть сестры
и прощание с молодостью объединены единым чувством потери.
Дети во сне - это не только ассоциация с вошедшей младшей дочерью (у В. есть еще
двое детей - девочка и мальчик), но это и воспоминание о детстве, снова
возвращение к теме уходящего безвозвратно времени. Это объясняет, почему В. не
спрашивает о дороге к речке у других подросших детей - они уже выросли. И именно
поэтому Ангелина не такая, как все: она еще живет у речки, поэтому помнит к ней
дорогу.
В анализе сна самым трудным моментом является заключительная часть, когда
надо вспомнить последние мысли перед сном. Последняя мысль не всегда является
мыслью, которая появилась в последнюю секунду. Эта мысль могла родиться и в
течение дня, и могла вас преследовать достаточно долгое время. Главное, что эта
мысль снова возникла в последний момент, была очень важной для человека и
требовала разрешения или же эта мысль затронула какие-то скрытые и почти забытые
проблемы, все еще хранящиеся в сознании. Наличие такой мысли в принципе часто
отрицается видевшим сон. Сознание пытается защитить свою ранимость тотальной
беспамятностью, или же проблема осознается личностью, но отрицается на словах.
Люди легко и свободно делятся своими снами, но как только истинная проблема сна
выплывает наружу, они закрываются, не желая по понятным причинам копаться
прилюдно в собственном белье.
Именно поэтому я очень ценю доверие людей, согласившихся поведать мне свои сны,
а еще больше ценю их способность осознать природу своих снов и научиться самим
анализировать свои проблемы и решать их по мере возможности.
Галина, спасибо Вам! Вы правы! Наконец-то я начинаю понимать утверждение
Ваших слов... что толку, что я всем рассказывала и просила толкования снов...
это как в пустоту кричать с колокольни... и делала я это, наверное, от
одиночества, ища утешения.. Теперь не стану.. мои сны понятны только мне.. это
просто наши картинки в подсознании.. наши мысли, как плохие, так и хорошие,
страхи, желания и различные эмоции.. (Л.А.)
Спасибо Вам! (Г.П.)