1

Пробуждение сознания


Сновидения – одна из немногих областей человеческой жизни, которая интересует всех, и о которой каждый имеет свое представление. Боюсь, моя трактовка сновидения разочарует всех. Но, увы, эта трактовка легко доказывается и все объясняет.

Закон пробуждения нашего мозга таков – мы просыпаемся с чувством, с которым заснули. А эмоция связана с мыслью, ее породившей. Можно сказать, что мысль любого сна эмоционально заряжена, находится под напряжением. Слово напряжение я использую как категорию физики. В обычном состоянии наши нервы напоминают телефонный кабель со слабым током, который позволяют нам общаться с другими людьми "без напряжения". Но мысли также могут подключаться к источникам высокого напряжения, в роли которых выступают темные чувства, эмоции низкого уровня. Самыми напряженными из эмоций являются обида, ненависть, раздражение, зависть, страх, отчаяние, а также эмоции, связанные с сексуальными желаниями. Чем выше напряжение мысли, с которой мы просыпаемся, тем ярче и "продолжительнее" сон, который мы видим.

Если вам приснился сон, и вы хотите разобраться в нем, то первое, что надо сделать, это определить эмоцию, с которой проснулись, и попытаться описать ее словами.

Как правило, это сделать совсем несложно. Затем вы можете вспоминать и записывать все подробности сна, начиная с начала, которое вы, конечно, не помните. И на это есть причина.

Процесс сновидения можно сравнить с подключением в электрическую розетку елочной гирлянды, разветвленной на множество проводов. Представьте, что гирлянда растянулась на несколько километров. Это хорошая аналогия процесса сна, где вместо лампочек горят слова и фразы. Мы не помним начала сна, потому что на самом деле это не начало его, а конец (конечный пункт последнего сигнала, последняя лампочка, которая загорелась). Слова и фразы на гирлянде сна загораются не в случайном порядке. Каждое из них эмоционально заряжено. Но чем ближе мы находимся к "началу" сна, тем слабее напряжение, пока оно в конце концов не сходит на нет. Именно с этого по нашему представлению начинается сон.

Мы воспринимаем сон, как процесс, длящийся во времени. На самом деле, сон одномоментен и занимает доли секунды. "Длительность" сна зависит от количества включившихся лампочек-слов-фраз. "Начинается" сон с наименее напряженной ассоциации и "заканчивается" кульминацией - эмоционально напряженным финалом.

С этой точки зрения интересно проанализировать картину Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» .

Salvador Dali

На этой картине мы видим "оживление" во сне эмоционально (сексуально) заряженных ассоциаций.

На переднем плане изображена Гала. Она парит над островом, который демонстрирует желание художника видеть любимую вдалеке от мира, желательно на необитаемом острове. Изначальная мысль художника о нежно любимой женщине, (о которой он думал постоянно), под действием агрессивного зуда осы над раскрытым гранатом, превращается в страстное желание овладеть ее телом, и не просто овладеть, а сделать это мощно, жестко, больно (впиться в ее тело острыми когтями, глубоко проникнуть в ее плоть своим безжалостным орудием).

А теперь рассмотрим подробно, как ассоциативно связаны между собой все образы на картине. Первый и наиболее важный образ - это гранат. Он раскрыт и манит своим сочным, налитым, красным нутром. Здесь даже не надо думать дважды, чтобы распознать в гранате запретный плод мужских желаний или пиз...у. Не сомневаюсь ни капли, что Сальвадор знал это слово, знал от Галы, которая была русской, обожала грязные разговоры о сексе и которая-то и ввела своего друга-девственника в новый и незнакомый ему мир.

Слово пиз...а ассоциируется по звучанию со словом pez (исп. рыба). Рыба также нагружена дополнительным смыслом "грязного секса", который проясняет с победным криком выходящий из ее покорно раскрытого рта огромный и явно находящийся на пике любовного восхождения тигр. А другой тигр, еще голодный и нетерпеливый, который находится впереди него, но более мелкий, а, значит, предшествующий ему, нацеливает свои острые когти на безмятежно парящую в воздухе неземную Галу.

Тигры появляются во сне не случайно, потому что черно-желтые полосы на их шкурах ассоциативно навеяны полосатым окрасом осы. Не случайно возникает и винтовка со штыком, которая ассоциативно связана с жалом осы и безжалостным укусом. Дали, похоже, добросовестно обрисовал все детали сна и, кажется, ничего не придумал, потому что любой образ ассоциативно связан с другими образами. Что бы там не говорили про слона Бернини, его образ также порожден цепью ассоциаций: оса - комар - слон. Почему комар? Потому что он подобно осе летает, зудит и впивается в живую плоть своим хоботком. Слово хобот соединяет комара и слона в причудливый образ на заднем плане. Почему хобот? Прежде всего потому что он напоминает мужской орган.

Надо заметить, что из всех ассоциаций, которые непременно возникают при мышлении, и которые мы традиционно называем подсознанием,  во сне визуализируются только те, которые имеют отношение к основной беспокоящей мысли. Все остальные ассоциации отправляются в тот отдел сна, о котором мы говорим: снилось еще что-то, но я не помню. Так, слон Бернини является частью сна именно благодаря обелиску водруженному на его спине. Думаю, не требует пояснения, что любой обелиск или колонна являются символом мужского достоинства.

Удивительная прозорливость Дали заключается в том, что он через видение художника показал мимолетную природу сна: все события в нем происходят одновременно и мгновенно "за секунду до пробуждения". То, что обычный человек ощущает как время (раньше - позже), Дали показывает как расстояние (дальше - ближе). Если посмотреть на картину Дали под определенным углом, то хорошо просмативается вся ретроспектива сна: сначала тигр с рыбой и гранатом, затем тигр и винтовка и последним маячит вдалеке странное создание с длинными ногами и телом слона, в котором явно просматривается известный монумент, созданный Бернини.

***

Пытаясь анализировать сон, важно помнить, что заключительная сцена сна - самая важная. Именно в ней называется основная проблема видевшего сон. Часто мы проговариваем эту фразу, уже проснувшись.

Когда это будет?!

Вика: Мне сегодня приснилось, что гадалка предсказывает мне судьбу! Она много чего говорила, но я ничего не запомнила, кроме одного - что в скором времени меня ожидает прибыль, так как у меня есть родинка в определенном месте и указала на неё! Да, действительно там есть у меня родинка! И тут я начала кричать: когда, когда, когда это будет?...и проснулась прям как в фильмах! И эта гадалка предсказывала мне судьбу только по родинкам и еще что-то сказала про мой шрам на ноге, но я ничего не помню, все как-то смутно... К чему вообще может это сниться? Ведь я даже не думаю об этом... Может вам покажется этот сон глупым, но я считаю, что вообще все сны глупые, т.к. снится всегда какая-нибудь ерунда о которой даже не думаешь...

Начальная мысль "Когда это будет?" плюс слова родинка и прибыль это явная мысль о ребенке. А шрам - ассоциация с родами и болью. Сам ребенок может быть вторичной ассоциацией мысли о замужестве и семье, что очень естественно для молодой девушки. Сон ничего не предрекает, а тревожен потому, что сама мысль тревожная.

Вика: В принципе, оно так и есть, я недавно стала крестной мамой. И после этого мы со второй половиной стали тоже задумываться о ребенке и о том, чтобы узаконить наши отношения...

С чего начать?

Снится огромное помещение, в котором установлены ряды столов. На столе передо мной лежит куча одежды. Между тем я стою совершенно голая. В зал начинают входить люди. Мне хочется прикрыть свою наготу, но я не знаю, с чего начинать: что прикрывать в первую очередь – низ или верх. Между тем людей становится все больше и больше. Просыпаюсь с чувством злости на свою нерешительность. Первая мысль – делай хоть что-нибудь! Это все равно лучше, чем ничего!

Свои сны я стала записывать давно. Этот сон мне приснился более 20 лет назад, и тогда я еще не обладала теми знаниями, которые у меня есть сейчас. Но зная себя прежнюю, я могу с 99% вероятностью определить каждый элемент этого сна. Начальный посыл сна – мысль "не знаю, с чего начать". И наверняка эта мысль связана с моей исследовательской работой о снах. Работала я всегда за столом. Как только появляется стол, мозг мгновенно переключается на столы с одеждой.

Одежда долгое время оставалась для меня источником стресса, пока я не осознала, что я не могу одеваться, как все, просто потому, что меня это не интересует. Столы, заваленные одеждой, являются фирменным знаком американских гараж-сэйлов. Первые годы пребывания в Америке я их охотно посещала. С одеждой связаны несколько выражений, которые нашли отражение в этом сне: "Я совсем голая!", "Одежды много, а надеть нечего!", "Перед людьми стыдно!"

Последняя фраза объединяет мысли об одежде и начальную мысль о работе. Я слишком часто делилась с близкими людьми своими идеями и на их ироничные замечания отвечала резко и решительно: вы еще увидете! И при этом оставалась стоять без движения на том же месте. Перед людьми действительно было стыдно. Решение сознания: делай хоть что-нибудь! Это лучше, чем ничего.





продолжение

к оглавлению